Компьютеры размером с этаж: Донецкие ученые показали уникальные фото старейших ЭВМ Донбасса
Донецк, 26 апр – корр. ДАН. Компьютеры, смартфоны, беспроводной интернет прочно вошли в нашу повседневность, однако в середине XX века сложная вычислительная техника была доступна далеко не всем. Сотрудники Центра информационных компьютерных технологий (ЦИКТ) Донецкого национального технического университета рассказали корреспонденту ДАН о том, как работали ученые Донбасса на заре цифровой эры, когда одна ЭВМ занимала целый этаж, а из желающих поработать на ней составлялись длинные списки, в том числе с ночным графиком.
Авторитеты эпохи
Шестидесятые годы XX века в СССР ознаменовались качественным скачком научно-технического прогресса. Полет в космос первого человека – Юрия Гагарина, освоение новых наукоемких отраслей промышленности, развитие фундаментальных наук, в частности – физики, потребовали наращивания и вычислительных мощностей. Характерной чертой тех лет стала романтизация инженеров и ученых. Наряду с космонавтами, летчиками и полярниками, примерно в период с 60-х до начала 80-х они стали своеобразными авторитетами эпохи.
Образ человека в очках и в белом халате в лаборатории или среди «умных шкафов» первых электронно-вычислительных машин – ЭВМ — стал неотъемлемым элементом советской культуры. Возник даже «спор физиков и лириков»: представители технических специальностей претендовали на рассмотрение человеческих чувств с рациональной, а не эмоциональной точки зрения.
Парадоксы советской идеологии
В основе создания алгоритмов ЭВМ лежит кибернетика – наука о закономерностях получения, хранения, преобразования и передачи информации. Но в СССР долгое время эта область знаний находилась под запретом. В советских научных изданиях 40-х – 50-х годов ее заклеймили как «реакционную лженауку». И это при том, что 1950 году на базе киевского Института электротехники Академии наук УССР заработала первая в Советском Союзе ЭВМ.
Ругали кибернетику с искренним партийным задором. Вот цитата из статьи советского ученого Михаила Ярошевского «Кибернетика — «наука» мракобесов», опубликованной 5 апреля 1952 года в «Литературной газете»:
«Буржуазная печать широко разрекламировала новую науку – кибернетику. Эта модная лжетеория, выдвинутая группкой американских «ученых», претендует на решение всех стержневых научных проблем и на спасение человечества от всех социальных бедствий. Кибернетическое поветрие пошло по разнообразным отраслям знания: физиологии, психологии, социологии, психиатрии, лингвистике и др. По утверждению кибернетиков, поводом к созданию их лженауки послужило сходство между мозгом человека и современными сложными машинами».
Будет справедливо отметить, что сам профессор Ярошевский в 1998 году переехал на родину кибернетики – в США и проживал до самой смерти в Лос-Анджелесе в районе Западный Голливуд.
Тем не менее, отдельные аспекты «науки современных рабовладельцев» (так назвали кибернетику в журнале «Наука и жизнь» за июнь 1953 года) продолжали развиваться в СССР. Технический прогресс требовал развития вычислительной техники и той самой романтизации инженера-электронщика наряду с «физиками и лириками». Окончательно советская кибернетика была «реабилитирована» в 1955 году. Помогли в этом военные. В том же году вступила в строй система противовоздушной обороны Москвы С-25 «Беркут», в которой обработка данных радаров и управление ракетами выполнялись с помощью ЭВМ. Больше полезность кибернетики не оспаривалась.
Донецкий политех – первый вуз Донбасса со своим ВЦ
В начале шестидесятых годов прошлого столетия первая электронно-вычислительная машина появилась в Донецком ордена Трудового Красного Знамени политехническом институте (сейчас Донецкий национальный технический университет – прим. ДАН).
«В ДПИ в январе 1963 года был создан Вычислительный центр. Была получена вычислительная машина «Урал-12». Деканом электротехнического факультета Матвеем Шумяцким и ректором Михаилом Богомоловым была создана новая структура для эксплуатации этой машины. Наш Вычислительный центр стал первым в структуре подразделений вузов Донбасса. Сегодня он входит в состав Центра информационных компьютерных технологий, – рассказывает директор центра, кандидат технических наук Сергей Иваница. – В этом году ЦИКТ отмечает свое 25-летие одновременно со 100-летием Донецкого национального технического университета».
Директор ЦИКТ добавил, что рост потребностей в вычислительных мощностях стимулировал дальнейшее развитие вычислительной техники в Донецком политехническом институте. В августе 1970 года в ВЦ появилась более современная ЭВМ второго поколения «Минск-22».
А в 1972 году в Вычислительном центре ДПИ появилась электронная цифровая вычислительная машина (ЭЦВМ) М-222. Она предназначалась для математического моделирования сложных физических процессов, решения технических и экономических задач.
«Уникальность М-222 в том, что она помещалась в грузовике и могла работать автономно – от отдельного электрогенератора. И она была сконструирована настолько надежно, что не боялась ни тряски, ни перегрева, ни других сложных условий эксплуатации. Это – военная вычислительная машина, она была снята с эксплуатации в вооруженных силах СССР и передана в ВЦ ДПИ. Такая ЭВМ тогда была только у нас», – вспоминает замдиректора ЦИКТ Людмила Меренкова.
Компьютер размером с этаж, кулер – шахтный вентилятор
Вычислительные машины первых серий ЕС действительно завораживали своими размерами: длинные ряды металлических шкафов, устройства ввода-вывода напоминали массивные печатные машинки, информация записывалась на бобины магнитных лент и магнитные диски. Дисплеи были редкостью – они появились только в более поздних моделях. Да и интерфейс внешних устройств ЭВМ 60-х – 70-х годов больше напоминал пульт управления фантастическим звездолетом, а не ставшую привычной в XXI веке клавиатуру ноутбука.
Интерфейс внешних устройств ЭВМ 60-х – 70-х больше напоминал пульт управления фантастическим звездолетом
Параметры ЭВМ серий ЕС-1020 и ЕС-1060 были весьма скромными – с компьютерами современности сравнивать просто некорректно. Но, с другой стороны, вычислительная машина производительностью от 200 тысяч до миллиона операций заметно опережала по быстродействию «Минск-22», который мог выполнять лишь две тысячи операций в секунду. В те годы серия ЭВМ ЕС была востребована в вузе учеными и студентами.
«Я начинала работу в Вычислительном центре в 1975 году после окончания Электротехнического факультета. Группа ВТ-6 – «Вычислительная техника», шестой набор. У нас на тот момент как раз уже менялся состав: еще была ЭВМ «Минск-22», но ВЦ переходил на эксплуатацию так называемого поколения ЕС. Тогда наш институт должен был получить новую ЭВМ ЕС-1020. Она занимала половину этажа корпуса: три комнаты, одна из которых – большой машинный зал. В отдельных комнатах размещались накопители на дисках, на магнитных лентах, – вспоминает замдиректора ЦИКТ Людмила Меренкова. – Более мощная вычислительная машина ЕС-1060 занимала практически весь этаж, кроме одной комнаты, где находился мощный кондиционер с разводкой по всему четвертому лабораторному корпусу. У нас стоял шахтный вентилятор, от которого по железным коробам шло кондиционирование воздуха, чтобы ЭВМ не перегревалась. Поэтому в комнатах, где стояли машины, всегда была температура около 16 градусов по Цельсию. Операторы сильно мерзли».
Вместе с остальными специалистами Меренкова занималась ремонтом и профилактикой систем «умной машины». Вычислительная техника того времени была «капризной», из-за множества сложных узлов она работала нестабильно. «Трепета перед ЭВМ не было, но все это было очень интересно, ново и хотелось попробовать освоить самим. Учились в процессе работы, занимались отладкой различных блоков», – отмечает замдиректора ЦИКТ.
Спустя пять лет после введения в строй первой ЭВМ серии «ЕС», 3 сентября 1980 года приказом Минвуза УССР № 488 «Об утверждении сети вычислительных центров», Вычислительному центру ДПИ присвоен статус регионального среди высших учебных заведений Донецкой и Ворошиловградской (позднее Луганской — прим. ДАН) областей. Специалисты ВЦ ДПИ оказывали консультационную помощь коллегам из других институтов региона, поскольку к тому времени они имели достаточно большой опыт.
К ЭВМ было не подступиться, приходилось работать ночью
«В свое время был период, когда сотрудники Вычислительного центра работали в три смены, обеспечивая учебный процесс подготовки студентов и обработку результатов научных исследований аспирантов и докторантов вуза. Студенты сначала готовили программу в машинных кодах, потом приходили к нашему сотруднику, который пробивал перфокарты по этим кодам и запускал машину. К машине еще надо было подступиться: выделялось время, и расписание было фактически круглосуточным. Наш ректор (профессор Александр Аноприенко – прим. ДАН) вспоминал как он, молодой аспирант, выполнял отладку программы своей диссертации в ночное время на самой мощной в тот момент ЭВМ в Донбассе – ЕС-1060», – рассказывает директор ЦИКТ.
Иваница добавил, что студентам для получения правильного результата требовалось от пяти до десяти раз повторять трансляцию – прогон алгоритма через ЭВМ, внося изменения в текст программы.
Новое время компьютерных технологий
«В 1993 году стали создаваться компьютерные классы, мы начали переходить на персональные ЭВМ. В 1999 году мы ввели шесть компьютерных классов с персональными ЭВМ, – вспоминает Иваница. – Но все же один дисплейный класс у нас оставался на базе советской ЭВМ ЕС-1036».
Появление персональных компьютеров, бурное развитие информационных технологий в конце XX – начале XXI века завершило эпоху больших ЭВМ. Им на смену пришли суперкомпьютеры и специализированные дата-центры для хранения информации.
Но все же, доставая из кармана тонкую пластину смартфона, вспомним о том романтическом времени, когда человечество ждало появления «машинного разума», который мог бы зародиться, по мнению писателей-фантастов, в недрах огромных «умных шкафов».
***
Благодарим за помощь в подготовке материала и предоставленные уникальные фотодокументы директора Музея истории ДонНТУ Л.Д. Ковалеву, директора ЦИКТ С.В. Иваницу, замдиректора ЦИКТ Л.Л. Меренкову.
https://dan-news.info/culture-ru/kompju … bassa.html
Фото можно посмотреть войдя по ссылке.