Путь Украины в НАТО — фактор риска для военной безопасности Союзного государства
Отношения Белоруссии и Украины ухудшаются с каждым днем, вынуждены признать аналитики.
Например, немецкий эксперт по Восточной Европе, публицист Мартин Шон-Чанишвили утверждает: «Сейчас и Украина, и Белоруссия в сложной внутриполитической ситуации, когда велик соблазн и вероятность разделить всех соседей на друзей и врагов».
Кроме того, добавляет он, есть основания для констатации следующего статуса: «Украина находится де-факто в ситуации войны на Донбассе, где ее противник, как уверены в Киеве, — Россия.
Внутри страны президент Зеленский пошел на серьезные шаги в борьбе с российским влиянием и продолжил курс на вступление в НАТО. При этом Москва — главный союзник белорусских властей…»
То есть, не имея каких-либо весомых оснований, а всего лишь отталкиваясь от пословицы «скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты», Украина формирует из Белоруссии образ очередного врага.
Чего стоят одни только заявления украинских чиновников и политиков в адрес Белоруссии.
На прошлой неделе, 7 апреля, вице-премьер по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Алексей Резников объявил, что украинская делегация в Трехсторонней контактной группе (ТКГ) по завершению карантина не поедет на переговоры по Донбассу в Минск из-за «вражеской риторики Белоруссии» касательно Украины:
«Мы категорически сообщили, что не будем участвовать в заседаниях ТКГ, если вдруг завершится карантин и будет предложено продолжить консультации, как и ранее, в Минске.
Мы объяснили, что украинская делегация не будет направлять своих членов в Минск для встреч в реальной жизни. Все равно придется искать для встреч другую страну и другой город».
Также Резников заявил, что «сегодня Белоруссия находится под влиянием Российской Федерации» и в Киеве «нет доверия к этой стране».
А глава украинской делегации в ТКГ, первый президент Украины, Леонид Кравчук в начале апреля вообще не стеснялся в выражениях и назвал Белорруссию российским «холуем», а позже предложил перенести встречи в рамках группы в Польшу.
Ну как тут не вспомнить ответ президента России на хамские высказывания «спящего Джо» (апгрейд — «американский Брежнев») в свой адрес?
Придерживаясь стиля риторики российского лидера, можно было бы ответить Кравчуку — «чья бы корова мычала…» — и забыть.
Забыть и не обращать внимания. Но, к сожалению, не обращать внимания не получится, так как публичная трансформация отношения Украины к Белоруссии происходит на фоне бурной деятельности руководства южной соседки РБ, направленной на вступление в НАТО.
Например, Владимир Зеленский 6 апреля провел телефонные переговоры с генсеком альянса Йенсом Столтенбергом, во время которых прямо заявил: «Для Киева вступление в НАТО — единственный путь к окончанию войны на Донбассе».
Не получив ответа на вопрос, когда Украина получит ПДЧ (план действий по членству в НАТО, — прим. ред.), Зеленский не остановился, а призвал на помощь премьер-министров Великобритании и Канады — Бориса Джонсона и Джастина Трюдо.
Вероятно, что эта же тема была ключевой в ходе встречи главнокомандующего ВСУ Руслана Хомчака и главы военного комитета НАТО Стюарта Пича, прошедшей 7 апреля в Национальной академии сухопутных войск имени гетмана Петра Сагайдачного.
Примечательно, что, не давая вразумительного ответа, западные кураторы Украины в то же время стимулируют украинские устремления.
«США поддерживают стремление Киева вступить в НАТО, однако решение этого вопроса не находится в компетенции Вашингтона».
Такое заявление на брифинге в Белом доме 6 апреля сделала официальный представитель администрации президента США Джен Псаки.
7 апреля временно поверенная в делах США в Украине Кристина Квин по результатам встречи с народным депутатом Марьяной Безуглой заявила:
«Благодарны за возглавляемую ею работу над законопроектом по СБУ. Реформирование Службы в соответствии с евроатлантическими принципами и лучшими практиками является ключевым шагом на пути Украины в НАТО».
Казалось бы, какое Беларуси дело до маниакального упорства, с которым Украина пытается пробраться в НАТО? Пусть вступает во что угодно, лишь бы соблюдала личную гигиену.
Но, оказывается, есть дело. Дело национальной безопасности. Ведь речь идет о том самом Североатлантическом альянсе, который однажды уже нарушил все договоренности с руководством СССР, а затем и России, о своем «нерасширении на восток» еще в 1999 году. И продолжил нарушать дальше.
В результате — вдоль северо-западных и западных границ Белоруссии на территории сопредельных стран в рамках операции ОВС НАТО «Усиленное передовое присутствие» разместились многонациональные батальонные тактические группы альянса.
Год от года увеличиваются масштабы и интенсивность проведения мероприятий подготовки воинских формирований НАТО на территории сопредельных с Белорусссией стран. Вблизи белорусских границ тренируются десятки натовских танков и боевых машин, на постоянной основе ведет разведку стратегическая авиация.
Международные стратегические учения НАТО типа «Defender Europe» приобретают ежегодную периодичность — очередное учение «Defender-21» пройдет в мае-июне этого года. Наступательную направленность этих маневров руководство НАТО не особенно и скрывает, отмахиваясь заявлениями о сдерживании «российской агрессивной внешней политики».
Другими словами, у Белоруссии есть веские основания для «определенного беспокойства» относительного южного направления, с учетом стратегического курса Украины на вступление в НАТО, закрепленного конституционно.
Принимая во внимание, что Белоруссия — это «западный форпост» Союзного государства, целесообразно рассчитывать на то, что и меры по обеспечению безопасности его границ (в том числе и южных) будут реализовываться совместно с Российской Федерацией.
Кстати, многое в этом направлении уже сделано и продолжает делаться.
В рамках Единой региональной системы ПВО организовано несение совместного боевого дежурства, существует и функционирует региональная группировка войск Белоруссии и России.
В марте этого года в Москве министры обороны двух стран генерал-лейтенант Виктор Хренин и генерал армии Сергей Шойгу договорились о формировании трех учебно-боевых центров совместной подготовки.
Причем на территории Беларуси планируется создать центр совместной подготовки ВВС и войск ПВО.
Обстановка вокруг Донбасса, нагнетаемая властями Украины и «западными партнерами», формирует определенные основания полагать, что вопрос по прикрытию южной стороны «белорусского балкона» будет решен достаточно быстро.
Варианты решения могут быть различными.
Это может быть, по аналогии с боевыми группами НАТО в Польше и странах Балтии, воинское формирование российских вооруженных сил. Это может быть сухопутный компонент Межвидового центра совместной подготовки Вооруженных сил Республики Беларусь и Российской Федерации.
Причем его «воздушная часть» — центр подготовки ВВС и войск ПВО, как и предполагалось ранее, разместится в Гродненской области, а «наземная» — центр подготовки сухопутных войск — в Брестской или Гомельской области.
При этом основной упор там будет сделан на подготовку механизированных и танковых подразделений из состава так называемых сил немедленного реагирования, которые, в случае необходимости, обеспечивают оперативное усиление охраны Государственной границы.
Какой вариант окажется предпочтительнее, сейчас сказать сложно. С уверенностью можно констатировать лишь одно — южное направление без внимания военно-политического руководства Союзного государства не останется.
Владимир Вуячич (Белоруссия)
https://rusvesna.su/news/1618493568