Бегство США из Афганистана — почему Байден молодец?
Молниеносная победа «Талибана»* подняла в Европе и Америке волну против президента США. На Байдена нападают почти как на Трампа в его время. Но президент Байден держится и не сдаёт позиций. Он настаивает на полном и своевременном выводе войск до конца августа, как того требуют и талибы.
Люди, которые были изначально против вывода американских войск, но не смели выступать публично в защиту непопулярной и затянувшейся войны, сейчас подняли головы. Так, бывший английский премьер-министр Тони Блэр, который в своё время втравил Соединённое Королевство в позорные войны в Ираке и Афганистане, снова нашёл свой голос.
Трагический, опасный и ненужный вывод войск совершён в угоду кретинскому (imbecilic) лозунгу «Хватит бесконечных войн», сказал он. Блэру хочется продолжать войну. И не ему одному. В Британии как правящие консерваторы, так и оппозиционные лейбористы осуждают Байдена.
В США на Байдена поднялись неоконы — неоконсерваторы, весьма влиятельная идеологически ангажированная группа, которую называют «троцкистами империализма» или «израильским лобби». Они удерживали свои позиции в руководстве страны при всех президентах и собирались рулить и при Байдене. Неоконы всегда хотят войны, в особенности на Ближнем Востоке.
Брет Стивенс, ведущий неокон, бывший главред израильской газеты Jerusalem Post, а ныне колумнист The New York Times, выразил непонимание, зачем нужно уходить из Афганистана. Он написал примерно следующее: «Говорят, мол, нельзя там оставаться вечно, оно и денег стоит. А я говорю: США держат в Южной Корее войска куда дольше, и стоит это куда больше, чем Афганистан, но для мира это хорошо».
Неприятные картины эвакуации из кабульского аэропорта (а эвакуация не бывает приятной) позволили тем, кто был против вывода войск, утверждать, что они не против вывода, но против поспешной эвакуации.
Друзья и союзники неоконов в странах НАТО и в Вашингтоне договорились до того, что нужно отменить вывод войск и возвратить солдат в Афганистан из-за того, что эвакуация идёт не так гладко, как хотелось бы. На худой конец, задержать окончательный вывод войск, пока не все эвакуировались. Ещё месяц, ещё год или десять лет — сколько понадобится!
Но Байден сказал нет. Никакой задержки не будет. До конца августа, как и предполагалось, все американцы уйдут. Кто не успел, тот опоздал.
Если англичане хотят продолжать афганскую войну — всегда пожалуйста! Только без США.
Эвакуация и так затянулась; из Афганистана хотят эвакуировать 60 тыс. афганцев. Бежать им особо некуда: Англия согласна взять 5 тыс. беженцев, в основном своих местных переводчиков и сотрудников с семьями, другие страны — не намного больше. Бегство превращается в большую проблему для страны.
Если улетят все врачи и все инженеры, как будет существовать независимый Афганистан? «Талибан» старается приостановить массовое паническое бегство.
С такой проблемой столкнулся в своё время (в 1962 году) Алжир, когда больше 1 млн человек — профессионалы во всех областях — поддались панике и бежали во Францию. Алжир остался без врачей, без учителей, без специалистов на многие годы. Да и бегство образованных русских людей в 1920 году из Крыма надолго задержало восстановление народного хозяйства России, хотя усилило таксопарки Франции.
Решение Байдена, неожиданное и резкое, позволяет надеяться, что эта глава в книге войны будет дописана в августе. Президент Путин раньше нас, ещё на встрече в Женеве, понял, что Байден совсем не тот старичок — божий одуванчик, каким его представляли. Это очень толковый и решительный, хотя и не симпатизирующий России государственный деятель.
На пресс-конференции (с канцлером Германии госпожой Ангелой Меркель) президент Путин справедливо сказал, что сейчас не время критиковать Байдена.
«Не в наших интересах сейчас топтаться на этом месте и говорить об этом как о каком-то провале», — сказал он.
Силы, пытающиеся сорвать вывод войск и затянуть афганскую войну, ставят и на Панджшерское сопротивление. Панджшер — изолированное горное ущелье, которое пока не приняло власть «Талибана». У них около 10 тыс. бойцов, и талибы могли бы стереть их с лица земли, но они хотят победить мирно. Во главе Панджшерского сопротивления стоит Ахмад Масуд — младший сын легендарного таджикско-афганского лидера и полевого командира Льва Панджшера — Ахмада Шаха Масуда. Только Масуд-младший сделан из совсем другого теста. Он учился в Англии, провёл много времени во Франции.
В декабре к нему прилетал из Парижа известный международный авантюрист-провокатор Бернар-Анри Леви, засветившийся и на киевском «майдане», и в мятеже против Каддафи, и среди исламистов Сирии.
Масуд-младший взывает о помощи к Англии, Франции и, конечно, к Соединённым Штатам. К нему присоединились и некоторые министры павшего правительства. Впрочем, вряд ли их станут поддерживать вопреки воле афганцев и против чаяний соседей Афганистана.
Россия стоит за инклюзивное коалиционное правительство в Афганистане, которое включало бы представителей таджиков, узбеков, хазарейцев и других национальностей. Поэтому поддерживается и призыв к Панджшеру вступить в политические переговоры и договориться скорее.
В России оправданно опасаются, что авантюристы в странах НАТО и в США начнут поддерживать Панджшер и гражданская война снова вспыхнет в многострадальном Афганистане.
Президент Путин призвал иностранные державы не вмешиваться в афганские внутренние дела и позволить афганцам самим разобраться в них. Это представляется правильной установкой.
И действительно, первая декада возвращения «Талибана» прошла относительно мирно и спокойно как в Кабуле, так и на местах. Поэтому можно надеяться, что внутриафганское примирение произойдёт и наступит пора мирного строительства.
Исраэль Шамир, публицист
* Запрещённая на территории РФ террористическая организация
https://rusvesna.su/news/1630161704