Ставка Трампа: ждать ли смены режима в Венесуэле
Кирилл Бенедиктов, американист, автор политической биографии Дональда Трампа «Чёрный лебедь», поделился мнением о вариантах развития ситуации с Венесуэлой.
«Операция по похищению законного президента Венесуэлы Николаса Мадуро потрясла весь мир, но не привела к смене режима в Боливарианской Республике. По крайней мере, пока.
Вице-президент страны Делси Родригес, которая была приведена к присяге как и. о. президента на секретной церемонии в Каракасе, обратилась к нации, заявив, что Вашингтон вторгся в её страну под ложными предлогами и что Мадуро по-прежнему является главой государства Венесуэла.
“В этой стране только один президент, и его зовут Николас Мадуро Морос”, — сказала Родригес. Рядом с ней стояли самые влиятельные люди Венесуэлы — министр обороны Владимир Падрино Лопес и главный силовик республики Диосдадо Кабельо.
С другой стороны, лидер оппозиции, недавний лауреат Нобелевской премии мира Мария Корина Мачадо, находящаяся сейчас где-то в США, опубликовала заявление, призывающее к немедленному признанию её политического союзника Эдмундо Гонсалеса президентом Венесуэлы.
На выборах 2024 года Гонсалес набрал 43,2% голосов, но и оппозиция, и западные наблюдатели заявляли, что результаты выборов подтасованы и на самом деле Гонсалес победил Мадуро. “Сегодня мы готовы обеспечить выполнение нашего мандата и прийти к власти”, — заявила Мачадо.
Любопытно, что сам Трамп не поддержал свою более удачливую соперницу в борьбе за Нобелевскую премию мира.
“Я думаю, ей будет очень трудно быть лидером. У неё нет поддержки и уважения внутри страны. Она очень хорошая женщина, но она не пользуется уважением”, — сообщил Трамп журналистам.
В то же время президент США отметил, что госсекретарь Марко Рубио разговаривал с Делси Родригес, и она, “по сути, готова сделать то, что необходимо для того, чтобы сделать Венесуэлу снова великой”.
Для этого Трамп намерен вернуть под контроль США огромные запасы венесуэльской нефти, которые были национализированы (частично) в 1976 году правительством Переса, а затем, в 2007-м, окончательно — Уго Чавесом.
На той же пресс-конференции он подробно говорил о том, как американские нефтяные компании будут восстанавливать энергетическую инфраструктуру страны и вернут себе права, которые когда-то имели на венесуэльскую нефть. “Мы будем управлять страной правильно, — сказал Трамп. — Это принесёт много денег”.
Создаётся впечатление, что администрация Трампа действует по заранее продуманному и согласованному с частью венесуэльской правящей верхушки плану.
План этот может включать в себя своего рода размен: ключевые фигуры Боливарианской Республики (прежде всего Диосдадо Кабельо и Владимир Падрино Лопес) не препятствовали похищению американцами Мадуро, а Вашингтон соглашался оставить их у власти. Не за спасибо, конечно: новое-старое правительство должно передать права на нефтяные (и не только нефтяные — по запасам золота и редкозёмов Венесуэла находится в первой пятёрке стран на планете) богатства американским “друзьям”.
В пользу этой версии говорит тот факт, что армия Венесуэлы не предприняла никаких попыток предотвратить похищение Мадуро: на его защиту встали только кубинские охранники, многие из которых погибли в перестрелке с американским спецназом.
Администрация Трампа оценивает риски военной смены режима в Венесуэле, опасаясь, что вакуум власти может привести к усиленному распространению наркокартелей, подобно последствиям иракской войны. Вместо свержения Мадуро, США рассматривают вариант мирного сосуществования с венесуэльским режимом, если последний пойдёт на уступки в нефтяной сфере и проведёт контролируемые выборы.
Риторику Родригес в этом случае можно списать на любовь латиноамериканцев к театральным эффектам: под мантру “У Венесуэлы один президент, и зовут его Мадуро” можно спокойно управлять страной ещё пару десятков лет, пока Мадуро будет мотать пожизненный срок в бруклинской тюрьме.
Следует принимать во внимание и тот факт, что для кадровых военных Диосдадо Кабельо и Владимира Падрино Лопеса, выпускников Боливарианской военной академии Венесуэлы, бывший водитель автобуса и профсоюзный деятель Мадуро — выскочка, которого они терпели в основном из уважения к воле покойного Уго Чавеса. И сдать его американцам в обмен на сохранение ключевых постов они могли без особых угрызений совести.
Остаётся, впрочем, важный вопрос: зачем Вашингтону оставлять у власти “социалистов”, когда можно передать власть либеральной и стопроцентно проамериканской оппозиции — тем же Гонсалесу и Марии Мачадо? Неужели, как пишет The Washington Post, если бы Мария Мачадо отказалась от Нобелевки и отдала её Трампу, то сегодня она уже была бы президентом Венесуэлы?
Дело, конечно, не в обидах Трампа (хотя он действительно злопамятен). Дело в том, что свержение режима в Венесуэле грозит США последствиями, сравнимыми с возникновением на Ближнем Востоке запрещённого в России ИГИЛ* в результате вторжения сил западной коалиции в Ирак в 2003 году. Те самые наркокартели, с которыми на словах хочет бороться Трамп, базируются в соседней с Венесуэлой Колумбии, но имеют значительное влияние и в правительстве, и в армии Боливарианской Республики.
“Крах режима создаёт вакуум власти, в который картели могут свободно расширяться, и американским оккупационным силам, даже значительным по численности, будет трудно проецировать свою власть за пределы городов — в кустарниковые заросли и джунгли, где процветают наркоторговцы. Приравнивание администрацией Трампа операторов картелей к террористам в некоторых аспектах преувеличено, но картели действительно напоминают исламских террористов Ближнего Востока в использовании нерегулярной войны, с которой даже американским военным трудно эффективно бороться”, — пишет аналитик Джозеф Эддингтон.
А если добавить к этой картине возможность пополнения армий картелей за счёт военных, преданных старому режиму, получится в буквальном смысле повторение ситуации на Ближнем Востоке, где вторжение американцев превратило Ирак, по выражению самого Трампа, в “Гарвард для террористов”.
Оценивая эти риски, администрация Трампа будет всеми силами стараться избежать сценария силовой смены режима в Венесуэле. Белый дом предпочтёт мирное сосуществование со старыми соратниками Мадуро, если они пойдут на необходимые уступки в дележе нефтяных богатств страны.
Не исключено, что в рамках этих договорённостей США назначат и проконтролируют внеочередные выборы, которые обеспечат легитимизацию режима в глазах Запада, но сохранят институциональную преемственность», — говорится в тексте Бенедиктова, опубликованном телеграм-каналом «Специально для РТ».
*Запрещенная в РФ террористическая организация.
https://rusvesna.su/news/1767622302