Формат мира на Ближнем Востоке
Сейчас — во время войны государства Израиль с сектором Газа — трудно говорить о мире, перспективы которого даже не просматриваются. Но об этом нужно говорить, ибо война должна чем-то окончиться.
Для понимания ситуации нужно вспомнить несколько базовых исторических, политических и организационных вещей: подавляющее арабское население Палестины в конце XIX века, огромная массовая эмиграция евреев из Европы в конце XIX — начале XX века, Британский мандат на Палестину, решения ООН 1947 и 1948 годов и результаты последней результативной для Израиля войны 1967-го года, по итогам которой государство Израиль продолжает незаконно оккупировать сирийские и палестинские территории.
Последнее юридическое изменение отношений между Палестиной и Израилем произошло в 1993 году, после подписания соглашений в г. Осло, в результате чего возникла Палестинская Автономия с крайне ограниченными правами.
Последнее политическое событие в самой Палестинской Автономии — выборы в палестинский парламент в 2006-м году, победу на которых одержало движение ХАМАС, сформировавшее по итогам этих выборов правительство, которое смогло функционировать только в секторе Газа, так как движение ФАТХ после государственного переворота сохранило за собой власть на Западном берегу реки Иордан.
Для мирного урегулирования конфликта на Ближнем Востоке недостаточно только соглашения между палестинцами и государством Израиль — в конфликт так или иначе вовлечены все соседние страны региона, и о мирном соглашении можно говорить только в случае подписания некоего межгосударственного соглашения между всеми странами региона, а значит, так или иначе устраивающего эти страны.
Предложения арабских стран сформулированы в виде так называемой Арабской мирной инициативы 2002 года, выдвинутой и одобренной на саммите Лиги арабских стран (ЛАГ) в Бейруте, и подтвержденной в 2007 году на саммите в Эр-Рияде.
Эта инициатива сформулирована следующим образом (цит. по Википедии):
«Справедливый и всеобъемлющий мир на Ближнем Востоке является для арабских стран стратегической целью, и он должен быть достигнут в соответствии с международным правом, требующим аналогичных обязательств со стороны правительства Израиля.
В связи с этим ЛАГ предлагает Израилю:
► Полностью отступить с оккупированных с июня 1967 года территорий до границ 4 июня 1967 года, включая уход с принадлежащих Сирии Голанских высот и захваченной территории в Южном Ливане (фермы Шебаа).
► Достичь путём обсуждений справедливого разрешения проблемы палестинских беженцев в соответствии с 194-й резолюцией ООН. В отличие от более ранней позиции ЛАГ, инициатива не требует безоговорочного права палестинских беженцев на возвращение на территорию Израиля.
► Согласиться с созданием независимого и суверенного палестинского государства на оккупированных с 4 июня 1967 года палестинских территориях на Западном берегу Иордана и в секторе Газа, со столицей в Восточном Иерусалиме.
В ответ арабские страны обязуются:
► Считать арабо-израильский конфликт завершённым, подписать мирный договор с Израилем и обеспечивать безопасность для всех государств на Ближнем Востоке.
► В рамках всеобъемлющего мира установить нормальные отношения с Израилем.
► Отвергать все требования палестинцев, выходящие за рамки данной инициативы».
В тексте инициативы арабские государства призывали правительство Израиля и всех его граждан принять данную инициативу с целью сохранить возможность достижения мира, остановить кровопролитие и позволить арабским странам и Израилю жить в мире и добрососедстве, обеспечив будущим поколениям безопасное и стабильное существование.
Также ЛАГ призвала мировое сообщество, все страны и организации поддержать данную инициативу».
Надо заметить, что сейчас, спустя уже более чем 20 лет с момента принятия этой мирной инициативы арабскими странами, другого формата справедливого и всеобъемлющего мира на Ближнем Востоке быть не может. Не может быть мира без прекращения израильской оккупации.
Не может быть мира без создания независимого палестинского государства.
Государство Израиль, оккупирующее сирийские и палестинские территории с 1967 года, делает все, чтобы сделать их возвращение невозможным. На оккупированных сирийских Голанских высотах и на Западном берегу реки Иордан все это время строятся и расширяются незаконные израильские поселения, израильские правительства приняли два закона о присоединении к территории государства Израиль (аннексии) сирийских Голанских высот и Восточного Иерусалима.
Политически государство Израиль все это время старается натравить арабские и исламские страны региона друг на друга, поддерживает сепаратистские движения, в частности в Южном Судане (что привело к отделению его от самого Судана) и в Курдистане, поддерживало ИГИЛ* в Сирии до его разгрома сирийской армией.
Вместо всеобъемлющего мира государство Израиль выбрало постоянную оккупацию и постоянную войну.
Надо заметить, что государство Израиль в военном отношений крайне уязвимо из-за небольшой территории, и по мере развития в мире военных ракетных технологий и появления их у соседних (и не только у соседних) с Израилем государств вся территория государства Израиль будет крайне уязвимой. Уже сейчас йеменские хуситы, объявившие войну Израилю, обстреливают территорию государства Израиль с территории Йемена своими ракетами.
Недавно на вооружении ливанского движения «Хезболла» появились новые мощные ракеты, одной из которых была обстреляна израильская военная база на севере Израиля.
Читайте также: «Хезболла» впервые применила ракету «Буркан» (ВИДЕО)
Для того, чтобы нанести государству Израиль существенный ущерб, который может вынудить его сесть за стол переговоров, и не с позиции силы, достаточно поражения нескольких значимых объектов на его территории — Хайфского нефтеперерабатывающего завода, аэропорта имени Бен-Гуриона или ядерного центра в городе Димона, военных аэродромов и так далее.
Сейчас, во время очередной израильской агрессии против сектора Газа, повлекшей за собой многочисленные человеческие жертвы, политическое руководство многих стран, в том числе России, Китая и Турции, заявило о том, что единственным выходом из ближневосточного конфликта является создание независимого палестинского государства.
С технической точки зрения это решение может быть формализовано только на основании решений ООН 1947–1948 годов и указанной выше Арабской мирной инициативы.
Состоится ли это событие, чем закончится нынешний все более и более разгорающийся конфликт на Ближнем Востоке, покажет время, причем ближайшее время — ни у Израиля, ни у США, ни у ХАМАС нет ресурсов на достаточно длительный конфликт в его нынешнем формате (400 тысяч мобилизованных в армию резервистов в Израиле, 50 рейсов в день военно-транспортных самолетов США из США и Европы в Израиль, блокированный сектор Газа и так далее).
Нарастает внешнеполитическая блокада государства Израиль — Йемен объявил Израилю войну, Алжир, который не признает государство Израиль, готов объявить Израилю войну, в Тунисе готовы проголосовать за предоставление правительству полномочий вести войну против Израиля, а в Великой Мечети Туниса еще 14 октября приняли фетву с объявлением Израилю священной войны — джихада, Боливия разорвала дипломатические отношения с Израилем, ряд стран, в том числе Турция, Иордания, Египет, Бахрейн, отозвали из Израиля своих послов.
В Израиле считают, что пока за Израилем стоят Соединенные Штаты Америки, государству Израиль нечего опасаться.
Проблема в том, что бывший мировой гегемон сейчас зашатался перед огромным количеством внешних и внутренних проблем. Из-за отказа многих стран от использования доллара в международных расчетах США больше не могут транслировать свою инфляцию на мировые рынки, в результате чего они больше не могут привлекать внешние и внутренние займы, номинированные в долларах, по нулевой ставке — Резервная система США уже повысила ставку рефинансирования до рекордных 5%, и теперь казначейство должно ежегодно тратить около 500 миллиардов долларов в год только на обслуживание государственного долга, общая сумма которого уже превысила 30 триллионов долларов.
Дефицит государственного бюджета США растет, причем в последнее время быстрее, чем раньше. Соединенные Штаты сейчас должны находить деньги и на увеличивающиеся военные расходы, и на финансирование Украины и Израиля, и на финансирование ликвидации последствий урагана и пожара на Гавайских островах, и на укрепление южной границы, через которую с начала года в США уже проникло более 2,5 миллионов человек, причем не только из Латинской Америки, но даже и из Африки.
Американские межконтинентальные ракеты не летают, старые корабли идут на слом, США проигрывает военно-морское соревнование с Китаем по надводному флоту и с Россией по подводному флоту.
В случае неизбежного дальнейшего увеличения всех американских внутренних и внешних проблем поддержка Соединенными Штатами Америки государства Израиль будет становиться все более и более проблематичной. Государство Израиль само массово не производит большого количества обычных вооружений, в том числе ракет и снарядов, и по многим позициям сильно или полностью зависит от США.
Все это означает, что государство Израиль в перспективе в случае продолжения политического конфликта и возникновения новых военных конфликтов может стать нежизнеспособным, и единственным выходом для него, может быть, уже сейчас является возврат к мирным переговорам в формате Арабской мирной инициативы и к признанию независимого палестинского государства.
Михаил Ошеров, специально для «Русской Весны»
*запрещенная в РФ террористическая организация
https://rusvesna.su/news/1699275804