Воспоминания Меркель о России разворошили гнездо русофобов
Tекст: Дмитрий Бавырин
В Варшаве, Риге и Таллине злятся, реагируя на замечание бывшего канцлера ФРГ Ангелы Меркель о причинах начала СВО. По ее оценке, позиция Польши и Прибалтики в 2021 году похоронила для Евросоюза возможность договориться с Россией. Теперь Меркель обвиняют во лжи и чуть ли не в работе на Москву. Но в главном она права.
Признание Ангелы Меркель, будто Польша и Прибалтика ответственны за деградацию отношений России с ЕС и, как следствие, за начало специальной военной операции, вызвали среди поляков и прибалтов истерику: отставники брызгают слюной, представители действующих властей решительно опровергают. Основные лейтмотивы заявлений – немецкая недальновидность (вы виноваты тем, что не верили нам), польско-прибалтийская гениальность (а мы тут самые умные) и базовая русофобия (не смейте оправдывать Россию).
«Обвинения бывшего канцлера являются наглыми и абсолютно неверными», – кипятится глава МИД Эстонии Маргус Цахкна. Он считает, что причина конфликта – «имперские амбиции России», а все прочие объяснения недостойны внимания.
Цахкна – это, вероятно, случай вполне медицинский, а потому не всегда показательный, но в схожем духе высказываются и представители трех других стран, помянутых Меркель. Это ж-ж-ж-ж-ж неспроста. К полякам и прибалтам бумерангом возвращается пик славы, который они пережили в 2022 году. Но наущению Вашингтона или по собственной глупости, но европейские гранды тогда извинялись перед прибалтийскими вымиратами за то, что недооценивали их «предостережения насчет России».
Польша в этом смысле стоит особняком. Русофобия там была природная, неистовая – и по степени бесстыдства не уступала прибалтийской. Однако правящая тогда партия «Право и справедливость» была в Брюсселе по ряду причин в немилости, поэтому поляков старались лишний раз не поощрять. А вот Прибалтику одарили щедро.
В действующем с конца прошлого года составе еврокомиссии за экономику (впрочем, как и прежде) отвечает латыш Валдис Домбровскис, за оборону литовец Андрюс Кубилюс, за внешние дела эстонка Кая Каллас. Представитель нелояльной по российскому вопросу Венгрии, для сравнения, отвечает за защиту животных.
Таким образом, экономикой объединенной Европы занимается сторонник введения торгового эмбарго в отношении огромного российского рынка, безопасностью – любитель рассказывать басни о грядущем нападении русских на НАТО, а дипломатией – заведомо недоговороспособная истеричка.
Затратность и, что еще важнее, бесперспективность прибалтийского извода европополитики осознается как населением ЕС, так и частью элит, которые возвращают польско-балтийским кликушам должок за прежние обвинения в «потакании интересам России». Той же Меркель неоднократно приходилось оправдываться. И при всей той недоброй памяти, которую оставило ее канцлерство, заметим: оправдываться приходилась перед людьми типа эстонца Цахкна, чья фигура с фигурой канцлерин сопоставимы, как их страны – и как слон с Моськой.
Меркель по-прежнему голос умеренного истеблишмента, претендует она на это или нет. Ее мнение значимо, как мнение канцлера, которого в лучшие годы поддерживало более трех четвертей немцев. Нынешний канцлер и лидер партии христианских демократов – Фридрих Мерц – ее давний конкурент и внутрипартийный враг, выдавленный из политики и вернувшийся в смутное время. Его деятельность, судя по опросам, одобряет только четверть граждан Германии – втрое меньше, чем Меркель.
Зато с прибалтийскими тиграми у Мерца есть взаимопонимание и кооперация. Они нагнетают страхи насчет нападения России на НАТО. Он под эти сказки перестраивает экономику в милитаристском духе, чтоб зарабатывать на пушках вместо масла.
«Сценарий с агрессией в отношении НАТО исключать нельзя», – распаляется литовец Кубилюс, ссылаясь на немецкую разведку, у которой якобы есть «доказательства обсуждений такого сценария в РФ на высоком уровне». На туманные «данные разведки» ссылается и сам Мерц, когда обосновывает свою политику, так что осталось непроясненным – это Мерц показывал Кубилюсу секретные данные или Кубилюс Мерцу на слово верит.
В свою очередь Меркель, чье выступление по определению обращено к немецкой аудитории, критикует позицию Мерца по отказу от переговоров с Москвой, а Прибалтика и Польша для нее – удачный пример из прошлого. Если бы страны политической русофобии не заблокировали перезревшие за время пандемии переговоры Россия-Евросоюз в 2021-м, в 2022-м, считает канцлерин, могло бы обойтись без крайних мер.
На самом деле она преувеличивает возможности – как свои, так и Европы. Ситуация вокруг Украины в 2022 году зашла в тупик не оттого, что канцлер Германии и президент России не переговорили лично. Это стало следствием долгих и осознанных стараний, прежде всего, Вашингтона и Лондона, а также потери чувства реальности в Киеве.
Украинцы неоднократно доказывали: в случае, если Евросоюз запрещает им вести себя по-свински, а англосаксы – разрешают, о Украина ориентируется на англосаксов.
От прибалтов тем более зависело не столь многое, чтобы переваливание на них всю ответственность за начало второй холодной войны. Другое дело, что, раз мнение Брюсселя совпадает с мнением прибалтов, с Евросоюзом Москве разговаривать просто не о чем, ведь это не центр силы, а раб своих недостатков. Меркель же выступает за дипломатию – в этом смысле указывает на чумной угол верно: именно польско-прибалтийские государственные комплексы, дав метастазы в аппарат Еврокомиссии, погубили важную для благополучия всего континента экономическую кооперацию, приспустив уровень жизни европейцев.
Не будь Варшавы и Таллина, градус русофобии был бы ниже, выстрелов в собственную ногу – меньше.
Восточная периферия ЕС руководствовалась ресентиментом, исторической местью и равнением с США, поэтому избрание президентом записного «миротворца» Дональда Трампа первоначально вызвало там оторопь. С тех пор поляки с прибалтами освоились – и умудряются сочетать заискивание перед Вашингтоном с пропагандой эскалации, хотя за последнее в администрации Трампа их негласно поругивают (источники американских СМИ уточняют, что недовольны, прежде всего, именно Латвией, Литвой и Эстонией).
Судя по всему, прибалтами сделана ставка на то, что Вашингтон удастся вернуть в лагерь «ястребов». В противном случае Европа украинскую ношу долго не вытянет, приблизив бессильем тот день, когда конфликт закончится совсем не в пользу Киева и Брюсселя, – и выяснится вдруг, что на бесперспективную помощь Украине потрачено больше, чем в сумме стоят Латвия, Литва и Эстония, как ты их ни оценивай.
Операция по усмирению злобных клоунов с выдворением их на гармоничное место – в еврокомиссары по вывозу мусора и восстановлению болот – неизбежна, если европейский континент захочет вернуться к норме. И кто-то внутри ЕС должен был показать на них пальцем первым, после венгерского премьера Виктора Орбана, – и почему бы, действительно, не Меркель, с точки зрения веса и опыта которой нынешняя прибалтийская вольница – это праздник непослушания испорченных детей.
А платить за последствия придется взрослым.
https://vz.ru/politics/2025/10/7/1364937.html