100 (чуть больше) дней Трампа. Большой анализ
Дональд Трамп провел 100 дней на посту президента США от даты инаугурации в свой второй срок. Можно подвести промежуточные итоги. И вот мой личный итог: я окончательно перестал понимать, а что он вообще делает? Ранее я здесь уже писал статью, в которой говорил, что я вижу идеи Трампа, но не вижу плана как их реализовывать. Последние новости заставляют меня усомниться в том, что и идеи у него какие-то есть.
Вспомним, с чем вообще шел Трамп на выборы? Он критиковал Байдена за неправильный курс страны. Байден и демократы выбрали продвижение идеологии либеральной демократии, поддержку финансового сектора США, а борьбу с российско-китайским блоком нового миропорядка они решили начать с России. Трамп справедливо указывал, что экономическую борьбу с Россией США не выиграли, российская экономика, вопреки рассказам и анализам «экспертов», выстояла. Помощь Украине оказывается колоссальная, но Украина проигрывает, и очевидно, что она рано или поздно проиграет. Дипломатическая изоляция не удалась, а войну напрямую США устроить не могут из-за ядерного паритета, а устраивать ядерную войну нив чьи интересы не входит.
Вместо этого Трамп предлагал закрыть убыточные проекты по типу Украины, которые Байден и демократы финансировали по идеологическим соображениям. Перевести ресурсы США с поддержки финансового сектора на промышленный, а борьбу с российско-китайским блоком вести против Китая, так как это более перспективно. У США больше рычагов воздействия на Китай, Китай угрожает США в экономическом плане, а здесь США еще могут побороться.
Т. е. Трамп предлагал круто поменять курс страны. С учетом того, что предыдущий план провалился, хотя под него «дип стейт» специально пропихнул Байдена в кресло президента, решение Трампа предыдущий план отменить и начать идти по другому пути логично.
Важно понимать: программа Трампа — это признание ошибочности пути, который был продиктован идеями идеологии либеральной демократии.
И что же из своего обещания сделал Трамп? Да ничего. Переименование залива — это вообще смешно, а продавить Панаму на более выгодные условия несложно, если сравнить размер Панамы и США, причем по любому показателю.
Конечно, нельзя сказать, что Трамп вообще ничего не делает, но его решения либо половинчатые, либо вовсе ошибочные или нереалистичные. Разберемся по пунктам.
► Проект Украина до сих пор не закрыт. Конфронтация с Россией продолжается, санкции остаются.
► Зачем-то Трамп решил, что ему нужно срочно присоединить к себе Канаду и Гренландию. Обе не собираются входить в состав США, хотя и готовы к сотрудничеству.
► Тарифная война, которую Трамп объявил всему миру, была очень быстро свернута. Пошлины же против Китая Трамп сначала без анализа и разбирательства задрал вверх, а когда выяснилось, что это скорее бьет по самим США, уже пообещал откатить и их.
Трамп постоянно делает громкие заявления, зачастую по несколько раз в день, но эти заявления ни к чему не ведут. Со стороны это похоже на то, как человек обещает себе с утра начать бегать, но потом наступает утро — и ничего не происходит, а человек вновь всем рассказывает, как он теперь уже со следующего утра начнет бегать.
Но что же пошло не так? На мой взгляд, главная проблема Трампа: он хочет везде победить на второстепенных направлениях, не замечая, что он проигрывает на главном.
Проблема Трампа в том, что не хочет ничем жертвовать. Он везде хочет выиграть, но его желание выиграть — единственный аргумент, который он может положить на стол, и когда этот аргумент закономерно не срабатывает, Трамп очень сильно удивляется и начинает обижаться.
По Украине. Видение Трампа окончания конфликта звучит так: России достается кусок территорий без признания, Украина остается плацдармом против России, который должна содержать Европа, при этом США берут под контроль энергетику и полезные ископаемые, дабы за их счет компенсировать свои потери, а также иметь возможность контролировать Украину, а на саму Украину вводится европейский контингент, которому США ничего не гарантируют, но который будет напрягать Россию. Т. е. Россия в проигрыше, Украина в проигрыше, Европа в проигрыше — только США и лично Трамп в плюсе. Естественно, что этот план никому не нравится, а механизмов принудить к выполнению этого плана Россию, Европу и даже Украину у Трампа нет. Ну и на что расчет?
Про тарифные войны я уже писал статью, поэтому не хочу повторяться, но вот Трамп сообщил, что «пошлины против Китая высоковаты и надо их снизить». Так и хочется спросить: а кто их так задрал-то, а? Т. е. опять план Трампа был в том, что он поднимает пошлины, Китай это молча проглатывает, а все компании мира тратят огромные деньги и, жертвуя своими прибылями, переезжают в США. Просто потому, что Трампу так хочется. И вновь у Трампа нет механизма кого-то как-то принудить к выполнению своих желаний, но при этом он все равно пытается продавить этот план.
Трамп желает выиграть все проблемы, что есть у США. Т. е. закрыть их, решив в свою пользу. Но при этом Трамп не предлагает чего-то нового. Все, что он предлагает, это пойти на уступки США, ничего не получив взамен. Но это предлагал всем и Байден.
Возможных объяснений тут два:
1) Трамп — инфантил, который сам поверил в свой популизм. Помните, когда Трамп еще в предвыборной гонке ругал Байдена, он несколько раз говорил фразу, что «Байдена никто не уважает», и потому с США так обращаются. А вот если бы президентом был он, то вот его бы уважали, потому что он вызывал уважение в первый срок. Тогда я, как и многие другие эксперты, этим фразам значения не придали: ну подумаешь, очередной популистский тезис для американцев с упрощенным объяснением, почему надо голосовать за Трампа. Это же его фирменный стиль: эпатаж. Но что, если нет? Может, Трамп действительно в это поверил? Поверил, что Байдена никто не уважает, поэтому никто не идет на уступки США, а вот если он, Трамп, предложит то же самое, что и Байден, но от своего имени, то на это пойдут, потому что это просит он — Трамп.
2) Трамп боится, что ему не простят поражение. Что «дип стейт» ухватится за компромисс и начнет подавать его как поражение, что Трамп не смог защитить наследие предыдущих администраций и сдает позиции. Т. е. Трамп не хочет допустить даже пятнышка грязи на себе.
Какое из двух объяснений верное, решать вам. Может правильны оба, а может, истина где-то по-середине. На самом деле это не важно, потому что это все второстепенные вопросы, и в погоне за ними Трамп упускает главное.
Я не случайно начал с анализа предвыборных обещаний Трампа, потому что там кроется ключевая суть. Трамп активно ругал и обещал уничтожить американский «дип стейт». Но что такое это глубинное государство? Некоторые представляют его себе как тайное правительство, как какую-то единую команду, которая тайно правит США, а то и всем миром. Но на самом деле все проще. «Дип стейт» это, по сути, та же вертикаль власти, в ней есть кланы, противники, союзники, фракции, борьба за политические очки, все как во власти официальной и публичной. Главное же отличие в том, что американский «дип стейт» — это параллельная структура власти, и её стержень — это идеология либеральной демократии. Т. е. «дип стейт» — это чиновники, политики, бизнесмены, которые являются сторонниками идеологии либеральной демократии, искренне верят, что она является благом и дает ответы на все вопросы, а следование её постулатам и её распространение является абсолютно правильным, единственно верным и отвечает национальным интересам США, потому что это единственно правильная идеология, а значит, следование ей является единственно верным путем.
Это ничем не отличается от любой другой идеологии, например, от коммунизма или нацизма. И, как и все иррациональное, по сути представляет из себя аналог религии и замещает её для человека. Не случайно идеологии появились в конце XIX — начале XX веков, тогда же, когда начался «кризис веры», и тогда же, когда массово начали распространяться другие оккультные и эзотерические учения, например, спиритизм, телема, теософия.
Так вот, именно война с «дип стейт», война с идеологией либеральной демократии и есть главная цель, главная задача и главный фронт Трампа.
И Трамп, конечно, пытается с ней бороться, но делает он это не системно и не концентрируя ресурсы на этом направлении. А ведь все победы на вторичных направлениях будут бесполезными, если Трамп проиграет главную битву: контроль над США.
После провала политики Байдена в стане демократов произошло смятение, а Камала Харрис ничего не смогла противопоставить Трампу, поэтому её под конец уже бросили. Демократы согласились с приходом Трампа к власти, но это вовсе не значит, что Трамп выиграл — это тактическое отступление. Демократы отошли в тень, они ждут неудач Трампа, ждут возможности контратаковать, а пока они обосновались в Европе.
Здесь следует немного разобраться в терминах, чтобы мы далее говорили на одном языке.
Идеология либеральной демократии (также применяются названия: левоглобализм, лево-либерализм, ультралиберализм) — это интернациональное явление. У сторонников этой идеологии разные государства, разные политические амбиции и даже порой несколько разное понимание, но в целом общая концепция схожа и понятна.
«Дип стейт» — это американское глубинное государство, представляющее из себя совокупность сторонников либеральной демократии. Это не какой-то тайный клуб, а просто сторонники, которые по мере своих сил и возможностей пытаются эту идеологию распространять и таких же сторонников продвигать. Это может быть как политик, так и бизнесмен, так и, например, профессор в каком-нибудь вузе, который обрабатывает студентов и который старается себе на кафедру приглашать только своих сторонников.
Демократическая партия США — это политическая сила, представляющая сторонников идеологии либеральной демократии в США. В других странах это другие партии.
Т. е, если представлять данные термины через диаграмму Эйлера, получится круг со всеми сторонниками либеральной демократии, внутри которого будут два пересекающихся между собой круга представляющие «дип стейт» и демпартию США.
Вернемся к анализу. Кая Каллас уже заявила: «НАТО переживет мандат Трампа». И надо понимать, что это касается не только НАТО, но и ЕС, и вообще всей схемы, которая была построена при Байдене.
В свой первый срок американский «дип стейт» связал Трампа по рукам и ногам, чтобы тот не мог действовать супротив догматов идеологии, а когда Трамп пошел на второй срок, они просто грубо оттеснили его, пропихнув Байдена. При этом они использовали против Трампа те силы, которые были созданы изначально для проецирования силы США в мире, например USAID. Но в ходе долгих лет распространения сторонников идеологии либеральной демократии по всем системам США получилось то самое «дип стейт», которое взяло эти инструменты под контроль. Они переформатировали их из средства распространения силы США в средство распространения идеологии либеральной демократии. И поэтому то, что должно было быть направлено на врагов США, ударило по Трампу и его сторонникам в самих США, потому что с точки зрения «дип стейт» Трамп — это враг либеральной демократии, а значит, и враг США.
Именно это событие является ключевым, потому что стало понятно, что глубинное государство начало иметь больше власти, чем власть государственная. Это точка, когда глубинное государство через силу принудило к исполнению своей воли государство реальное, публичное. Но их 4-летнее правление закончилось ничем, они сделали несколько ставок, провели несколько маневров и если уж не проиграли, то как минимум не добились успеха.
И вот тут ключевая ошибка Трампа, он сейчас пытается их неудачи превратить в свои успехи, вместо того, чтобы бороться с изначальной причиной начала таких неудачных для США маневров. И если Трамп так и продолжит, то рискует пропустить контрудар.
Сейчас сторонники идеологии обосновались в Европе. Они контролируют большинство европейских стран, но самое главное, они контролируют главный узел всей Европы: ЕС. Именно брюссельская евробюрократия сейчас является главным столпом, главным стержнем, маяком либеральной демократии. Так получилось, потому что так же, как «дип стейт» захватывал контроль над системами внутри США, они захватывали контроль над системы вне США. Это объясняет почему, вопреки рассказам не особо умных экспертов о том, что якобы и ЕС, и Украина находятся под контролем США, это не так. Они находятся не под контролем США, под контролем глубинного государства США, причем находятся они под этим контролем добровольно, поскольку искренне разделяют позиции идеологии либеральной демократии и искренне считают, что следование её постулатам даст счастливую жизнь и им, и их государствам (что логично, ибо любая идеология обещает райскую жизнь, если следовать её заветам, так же как и любая религия обещает рай, спасение, перерождение (нужное подчеркнуть), если следовать её заповедям, ибо иначе зачем тогда им следовать?). Конечно, это не совпадение, а системная работа «дип стейт» на выявление и расстановку нужных им людей в этих структурах.
И Трампу нужно бороться с «дип стейт» внутри США и со сторонниками либеральной демократии за пределами США. Вот его главная задача. Так же как в ВОВ мы боролись с нацизмом как с идеологией, а не лично с немцами. Нам угрожал не немец, который мог быть нацистом, а мог и не быть, нам угрожал нацист, а уж немец он, поляк или чех — для нас вторично.
Как ему это делать? Необходимо забирать ресурсы, лишать рычагов влияния и управления, отрезать от денежных потоков и убирать с важных должностей сторонников либеральной демократии. Опять-таки не сказать, чтобы Трамп этого не делает, но это происходит очень вяло, полумерами и зачастую просто декларируется, а не делается.
Заявление Каллас — это по сути декларация о намерениях.
Либеральные демократы собираются переждать Трампа, а потом восстановить свой контроль над США. А пока они переждут в Европе. Они будут ждать ошибок Трампа, его просчетов, будут смаковать неудачи и готовить почву для своего реванша.
И в таких условиях Трампу нужно не разбрасывать силы на вторичные направления, а концентрировать все ресурсы на главном. А это означает, что ради лишения ресурсов сторонников идеологии, где-то придется и проиграть, и даже подставить интересы США под удар. И если, например, Украина является одним из активов «дип стейт», то надо безжалостно отрезать этот ломоть, чтобы разрушить одну из опор, а не пытаться там начинать выигрывать и выторговывать что-то.
И да, надо искать союзников как внутри США, так и за пределами Америки. А кто у нас является главным противником экспансии либеральной демократии?
Правильно, российско-китайский блок нового миропорядка. Т. е. мы с Трампом сейчас союзники, потому что у нас общий враг — идеология либеральной демократии, и нам бы объединить усилия. Особенно с нами. Поскольку сердце нашего врага в Европе, сейчас Трампу бы пойти с нами на мировую, и совместно, как и в ВОВ, наступать на Европу с двух сторон, только не в военном плане, а в идеологическом, информационном и экономическом.
Вместо этого Трамп пытается начать торговую войну с Китаем, где мы будем безусловно на стороне Китая, ибо это наши интересы. А с нами он пытается играть в частичное сдерживание и ждет от нас уступок. Хотя по Европе у нас общее видение. На недавних выборах в Германии и мы, и Трамп поддержали одну и ту же партию — АдГ! Когда такое было последний раз?
Но проблема в том, что Трамп хочет выиграть, поэтому вместо совместного наступления на ЕС с целью его уничтожения, Трамп пытается в одиночку переформатировать ЕС, вырвать его из-под контроля «дип стейт» и вернуть под контроль США, попутно еще и не дав нам ничем поживиться. А все потому, что в перспективе Трамп видит ЕС как таран против России.
Т. е. вместо уничтожения уже «зараженных» ресурсов, Трамп хочет их пролечить. А тут есть две проблемы. Во-первых, это сложно. Требуется больше ресурсов, а вероятность успеха ниже. А во-вторых, требуется больше времени, а времени у Трампа в обрез. У него есть максимум четыре, а на самом деле два года до промежуточных выборов. И все это в ситуации, когда Трамп пытается еще и параллельно выиграть на второстепенных направлениях.
Слишком большое распыление ресурсов. Конечно, Трамп может рассчитывать, что он все сможет, и если он сможет, то это будет один из величайших политических триумфов, но при таких вводных шансы на успех минимальны, а это означает, что где-то Трампу может просто не повезти и на этом его «сделаем Америку снова великой» закончится.
Все же, когда ставки настолько высоки, нужно всеми силами обеспечивать себе успех, а не пытаться проскочить между капель дождя. Причем у США уже есть позитивный пример такого подхода: это ВОВ. Тогда США не пытались победить «ось зла» в одиночку, а спокойно боролись вместе с союзниками (СССР и Великобританией) и вместе с союзниками делили трофеи. А уже потом, когда главный противник был уничтожен, США выиграли борьбу за гегемонию с теперь уже бывшими союзниками. В результате Великобритания стала младшим партнером США, а СССР проиграли холодную войну и развалился.
Вот и сейчас Трамп мог бы объединить усилия с нами, Китаем и всем БРИКС в борьбе с либеральной демократией. Вместе поделить трофеи, а уже затем, встроившись в новую систему начать пытаться захватывать доминирование в ней. Да, понятно, что этот путь предполагает период «унижения США», когда США придется признать, что они проиграли гегемонию, но кто сказал, что это навсегда? Мы тоже прошли через период унижения в 90-х, но восстановились и сейчас бьемся за лидерство. Это нормально, куча стран мира, терпела поражения, несла потери, делала два шага назад, но затем восстанавливалась и потом делала пять шагов вперед.
Трамп может бояться, что совместная победа слишком усилит нас и Китай и мы станем недосягаемы. Но когда-то в 90-е таким же абсолютным и несокрушимым лидером мира считались сами США.
Трамп либо слишком горд, либо слишком амбициозен, либо слишком самоуверен. Может ему кажется, что победа у него почти в кармане. Но также он считал, что и сделку по Украине он заключит с нами за один день и производства из Китая вернет просто введя пошлины.
Трамп принял решение не приезжать на 9 Мая в Москву. С точки зрения протокола — логично, не дело ехать в другую страну будто на поклон. Но параллели с ВОВ напрашиваются сами собой, и я по ходу этой статьи сделал их не раз. Так что, приезд Трампа был бы символичным жестом. Но даже без символов. Трамп уже давно мог бы перестать мешать нам давить Украину и Европу, а наоборот, начать нам в этом помогать. Пока он сам бы давил свой «дип стейт» внутри США.
Даже если Трампу удастся решить какие-то вторичные проблемы — выиграть что-то на Украине или вернуть несколько производств из Китая в США — все это будет бессмысленно, если «дип стейт» сможет восстановить свой контроль над США. Наоборот, усилив Америку, он даст в их руки еще больше ресурсов.
Но пока что дело идет к тому, что Трамп проиграет везде и упустит свой исторический шанс остаться спасителем США. А будет ли у США возможность спастись второй раз — большой вопрос.
Артем Овчинников (Додократия), специально для «Русской Весны»
https://rusvesna.su/news/1746168532